Вот нашел кое-что:
Последние Дни – Скорбный гимн безысходности. А был ли Курт? Режиссер: Гас Ван Сент. США, 2005
http://www.lastdaysmovie.com/
Нда, уж накрыло так накрыло… Это я о недавно вышедшем фильме Последние Дни, рассказывающем (как бы) о последних днях жизни Курта Кобейна. Вместе с тем фильм не является биографическим, а главного героя Блейка нельзя в полной мере ассоциировать с Кобейном. По сути, всё происходящее в фильме – не более, чем фантазии режиссера на данную тему, о чем он недвусмысленно сообщает в титрах. Так что понимайте, как хотите, но фильм не претендует на документальность, а посему не стоит воспринимать буквально то, что происходит на экране.
Тем более что на экране почти ничего собственно не происходит. Около двух часов мы наблюдаем за человеком, похожим на Кобейна, пребывающим в глубочайшем фатальном коматозе. Что удалось режиссеру – так это более-менее достоверно изобразить человека, находящегося в финальной стадии физического и психического распада. Действие всего фильма происходит в огромном запущенном особняке и его лесистых окрестностях, по которым бесцельно бродит очень изможденный и неадекватный человек, иногда совершая какие-то незначительные судорожные действия. Чего в фильме с избытком – так это ощущения фатальности, безвыходности и беспомощности. Все очень, очень мрачно и беспросветно, так что не остается никаких сомнений в обреченности главного героя.
Блэйка (человека, похожего на Кобейна) окружают не менее коматозные личности – какие-то тусовщики-джанки, залипшие у него дома, коматозные коммивояжеры, коматозные сектанты, коматозные частные детективы. Действия в фильме – минимум, все действия совершаются как бы в сомнамбулическом состоянии. Вот Блэйк берет лопату и идет куда-то в лес, что-то выкапывает, какую-то коробку… вот он приносит ее домой, а что в ней, зачем он ее отрыл – х/з. Вот к нему приходит рекламный агент, предлагает напечатать какие-то объявления. Блэйк сидит в полном коматозе, еле-еле поддерживая беседу (кстати, это по ходу был самый длинный диалог в фильме. Как правило главный герой еле выдавливал из себя 2-3 слова, а в основном он все делал молча).
Вместе с тем он ведет дневник (пишет фразы типа «я что-то упустил на своем пути»), и даже два раза берется за гитару. Музыки в фильме – минимум, полностью звучит только одна песня. Песня понравилась, манера оч. похожа на Кобейна, в т.ч. интонации голоса (этот трэк можно послушать на официальном сайте фильма). При этом песня эта не Кобейна – ее написал и спел актер – исполнитель главной роли (Майкл Питт). Но даже эта цепляющая трагичная песня как-то выбивалась из общей канвы – человек в том состоянии, которое отражено в фильме, по логике вещей неспособен на то, чтобы сыграть целиком даже одну песню.
Практически никаких упоминаний о Nirvana , да и о музыке в целом, за исключением одного телефонного звонка типа от продюсера. Музыка, творчество – по ходу все это настолько далеко от героя фильма… Полный распад, не человек, а практически овощ. Как-то вскользь упоминается, что недавно он сбежал из реабилитационного центра.
Финал предсказуем, хотя и показан без излишних подробностей и какого-то трагизма. При общей трагичности фильма, главный герой как-то не вызывает жалости и сострадания. Сам он довольно покорно переносит происходящее с ним, особо не дергается и не бьется в конвульсиях. Как будто осознает что все, полный п, и ничто уже роли не играет.
Тяжелый фильм, и тяжкий для восприятия. Заморачивает не в светлую тему, при этом довольно безыдейный (имхо). Да и вообще чего заморачиваться, главный герой – хер пойми кто, и чего его так мясорубит – тоже х/з. Понятно, весь режиссерский расчет – на стойкие ассоциации с Кобейном. А то, что по сценарию это некто Блэйк, и все происходящие в фильме события не более, чем полет фантазии – это типа уже не важно, ассоциативный ряд у зрителя запущен (а ответственность авторы фильма с себя как бы сняли). Так что призываю осторожнее относится к режиссерским инсинуациям, тем более когда речь идет о такой великой и трагичной фигуре, как Курт Кобейн. Вообще-то, этичность режиссерской позиции в данном контексте мягко говоря под вопросом. Фильм-то как бы и не о Кобейне совсем, а всего лишь «инспирирован последними днями Кобейна», как говорится в титрах. Что значит «инспирирован»? Значит «навеян», а там понимайте как хотите, в меру своего фанатизма. Кто-то называет фильм «лучшим реквиемом по музыканту» ( http://www.kinomaniac.ru/review.php?id=501 ). ИМХО это не реквием, это практически некролог, или протокол вскрытия, и в фильме музыканта почти нет, есть глубоко больной человек. И насколько этично показывать его мучения с физиологическими подробностями?
А что касается самого фильма – рекомендуется всем любителям грузящего кинематографа. Что вы оттуда вынесете – большой вопрос, но накроет капитально.